( http://kreshenie.paskha.ru/bogoslovie/?job=print )
Главная
Богословие

Отрывок из статьи: "Богословие и свобода Церкви"

...Спросите вы людей, прошедших среднюю духовную школу, как они Богословствуют о спасении! Спросите наших сельских неученых батюшек! Вы прежде всего узнаете, что они вообще очень мало Богословствуют, но все же вы заметите без особого труда, что о спасении они мыслят по Макарию, а не по Афанасию Великому или Григорию Богослову. Школа положила на веки свою схоластическую печать...

Но да не подумает кто-либо из вас: неужели Церковь изменила своему Православию? Раскольники уже не преминули на подобный вопрос дать свой злобный положительный ответ...Нет, Церковь не изменила и не могла изменить своему Православию; только школа перестала мыслить вполне по церковному, произошел некоторый разрыв между Церковью и школой. Церковь и теперь живет и дышит все тою же идеей спасения, которой жила и дышала она полторы тысячи лет назад. У Церкви и теперь есть своя сокровищница Богословия, существенно отличного от Богословия школьного.

Это сокровище — в Богослужебных книгах. Ведь большая часть наших Богослужебных книг составлена тогда, когда даже не было никакого латинства и не было никакой схоластики. Многие из Богослужебных песнопений, стихир, канонов — писаны великими Богословами древней Церкви. В Богослужении мы слышим чистый и неиспорченный отголосок Богословия святоотеческого, древне-церковного. Уже несколько лет скорбь и горечь теснят мое сердце от сознания того, как искажена в нашем школьном Богословии христианская идея спасения, и без радостного трепета сердечного я не могу слышать нашего Богослужения. Я радуюсь, как сын Церкви и как Богослов, потому что каждую почти минуту в Богослужении слышу те самые чистые и высокие понятия об истинах христианской жизни, которые пленили меня в Богословии святоотеческом.

Прочитайте вы службу на Рождество и Благовещение, — и вы найдете о деле спасения те же мысли, что во втором веке высказывал св. Ириней Лионский, в четвертом — Афанасий, Василий и оба Григория, в седьмом — преп. Максим Исповедник, в восьмом — преп. Иоанн Дамаскин, в одиннадцатом — преп. Симеон, Новый Богослов, или, лучше сказать, все и во всех веках на священном Востоке! В самой литургии, приступая к совершению величайшего таинства, мы, священники, говорим в алтаре пред престолом о спасении совсем не то, чему учит нас школьная догматика.

Священномученик Иларион (Троицкий)

© «Пасха.ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пасха.ru» обязательна.

Яндекс.Метрика