( http://kreshenie.paskha.ru/bogosluzhenie/Chas_pervyj/?job=print )

Последование часов, певаемых в навечерии просвещения. Час первый

В начале втораго часа знаменует в кампан, и, собравшеся во храм, облачится иерей в фелонь, диакон же в стихарь. И поставляет параекклисиарх аналогий украшен прямо царских врат, и вжигают свещу на свещнице. Иерей же исходит со Евангелием во храм или в трапезу царскими враты, предходящу ему диакону с кадилом. И полагает иерей святое Евангелие на аналоге и, став пред аналогом, творит начало по обычаю. И по начале Чтец: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. И Царю Небесный: и прочая. И по возгласе кадит священник святое Евангелие на аналогии окрест, и прочия иконы, и храм весь, и настоятеля, и братию. Чтец же чтет:

Псалом 5:

Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой, яко к Тебе помолюся, Господи. Заутра услыши глас мой: Заутра предстану Ти, и узриши мя. Яко Бог, не хотяй беззакония, Ты еси, не приселится к Тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима. Возненавидел еси вся, делающия беззаконие. Погубиши вся, глаголющия лжу, мужа кровей и льстива гнушается Господь. Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой. Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси, уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них. И похвалятся о Тебе любящии Имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.

Слова мои услышь, Господи, уразумей вопль мой, внемли гласу моления моего, Царь мой и Бог мой, ибо к Тебе помолюсь я, Господи. Рано утром услышь голос мой, рано утром предстану Тебе и буду взирать. Ибо Ты Бог, не желающий беззакония, не поселится при Тебе творящий зло, не пребудут и беззаконники пред очами Твоими; возненавидел Ты всех, делающих беззаконие. Ты погубишь всех, говорящих ложь; кровожадным и коварным гнушается Господь. Я же по множеству милости Твоей войду в дом Твой, поклонюсь пред храмом святым Твоим в страхе Твоём. Господи, поведи меня в правде Твоей ради врагов моих, направь пред Тобою путь мой. Ибо нет в устах их истины, сердце их суетно, гроб открытый - гортань их, языками своими обманывали. Осуди их, Боже, да отстанут они от замыслов своих, по множеству нечестия их изгони их, ибо они огорчили Тебя, Господи. И да возвеселятся все надеющиеся на Тебя, вовек возрадуются, и Ты поселишься среди них, и будут хвалиться Тобою любящие имя Твоё. Ибо Ты благословишь праведника, Господи, как оружием благоволения Ты оградил нас.

Псалом 22:

Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя. Душу мою обрати, настави мя на стези правды имене ради Своего. Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси, жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста. Уготовал еси предо мною трапезу, сопротив стужающим мне, умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна. И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего, и еже вселити ми ся в дом Господень, в долготу дний.

Господь пасёт меня и ни в чём не даст мне нуждаться на пастбище злачном – там Он меня поселил, у воды спокойной воспитал меня, душу мою обратил, направил меня на пути правды ради имени Своего. Ведь если я и пойду посреди тени смертной, не устрашусь зла, ибо Ты – со мной: жезл Твой и посох Твой – они меня ободрили. Приготовил Ты пред лицом моим трапезу напротив теснящих меня, умастил елеем голову мою, и чаша Твоя опьяняет меня, как крепчайшая. И милость Твоя будет следовать за мною во все дни жизни моей, и обитать мне в доме Господнем на долгие дни!

Псалом 26:

Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? Внегда приближатися на мя злобующим, еже снести плоти моя, оскорбляющии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша. Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое, аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю. Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его. Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя. И ныне се вознесе главу мою на враги моя. Обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения, пою и воспою Господеви. Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах: помилуй мя и услыши мя. Тебе рече сердце мое: Господа взыщу. Взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего, помощник мой буди, не отрини мене и не остави мене, Боже, Спасителю мой. Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя. Законоположи ми, Господи, в пути Твоем и настави мя на стезю правую враг моих ради. Не предаждь мене в души стужающих ми, яко восташа на мя свидетелие неправеднии и солга неправда себе. Верую видети благая Господня на земли живых. Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа.

Господь – просвещение моё и Спаситель мой: кого убоюсь? Господь – защитник жизни моей: от кого устрашусь? Когда приближались ко мне злодеи, чтобы съесть плоть мою, притеснители мои и враги мои, – они сами ослабели и пали. Если построится против меня полк, не убоится сердце моё; если поднимется на меня война, и при этом я надеюсь. Одного просил я у Господа, этого буду искать, чтобы обитать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать мне красоту Господню и посещать храм святой Его. Ибо Он скрыл меня в обители Своей в день бедствий моих, сохранил меня тайно в скинии Своей, на скалу возвысил меня. И ныне, вот, Он возвысил главу мою против врагов моих: обошёл я скинию Его и принёс в ней жертву хвалы и восклицания; буду петь и воспевать Господа! Услышь, Господи, голос мой, которым я воззвал, помилуй меня и услышь меня. Тебе сказало сердце моё: "Господа взыщу". Взыскало Тебя лицо моё; лица Твоего, Господи, взыщу. Не отврати лица Твоего от меня, и не уклонись во гневе от раба Твоего. Будь мне помощником, не отринь меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой. Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь принял меня. Руководи мною, Господи, на пути Твоём, и направь меня на стезю прямую ради врагов моих. Не предай меня душам теснящих меня, ибо восстали на меня свидетели неправедные – но неправда обманула себя. Я верю, что увижу блага Господни на земле живых. Надейся на Господа! Мужайся, и да укрепляется сердце Твоё, и надейся на Господа!

Слава, и ныне, Аллилуия, (3). Господи, помилуй, (3). Слава, тропарь, глас 4:

Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою, / вознесшуся Илии, / и разделяхуся воды сюду и сюду, / и бысть ему сух путь, иже мокрый, / во образ воистинну Крещения, / имже мы текущее жития преходим шествие: / Христос явися во Иордане освятити воды.

Вспять обращалась некогда Иордан-река / от милоти Елисея по вознесении Илии, / и разделялись воды туда и сюда, / и стал для него сухим путь по влаге, / как прообраз истинный крещения, / которым мы переходим путь текучей жизни. / Христос явился в Иордане, освящая воды.

И ныне, Богородичен:

Что Тя наречем, о Благодатная? / Небо, яко возсияла еси Солнце Правды. / Рай, яко прозябла еси цвет нетления. / Деву, яко пребыла еси нетленна. / Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. / Того моли спастися душам нашим.

Как назвать нам Тебя, о Благодатная? / Небом? Ибо чрез Тебя воссияло Солнце правды. / Раем? Ибо израстила Ты Цвет нетления. / Девой? Ибо Ты пребыла нетленной. / Чистой Матерью? Ибо держала во святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. / Его моли о спасении душ наших.

Таже тропари сия поем по дважды, глас 8. Творение Софрония, патриарха Иерусалимскаго:

Стихиры первого часа, глас 8:

Днесь вод освящается естество, / и разделяется Иордан / и своих вод возвращает струи, / Владыку зря крещаема. (2)

В сей день освящается вод естество, / и разделяется Иордан, / и удерживает течение струй своих, / видя Владыку омываемым. (2)

И паки первый лик припев:

Сего ради помянух Тя / от земли Иордански и Ермониимски.

Яко Человек на реку пришел еси, Христе Царю, / и рабское Крещение прияти тщишися, Блаже, / от Предтечеву руку / грех ради наших, Человеколюбче.

ВКак человек к реке пришел Ты, Царь-Христос, / и рабское спешишь принять крещение, Благой, / от рук Предтечи / для очищения грехов наших, Человеколюбец.

И вторый лик вторый припев:

Видеша Тя воды, Боже, / видеша Тя воды и убояшася.

И паки тойже тропарь.

Слава:

Ко гласу вопиющаго в пустыни: / уготовайте путь Господень, / пришел еси, Господи, зрак рабий приим, / Крещения прося, не ведый греха. / Видеша Тя воды и убояшася. / Трепетен бысть Предтеча и возопи, глаголя: / како просветит светильник Света? / Како руку положит раб на Владыку? / Освяти мене и воды, Спасе, / вземляй мира грех.

Ко гласу вопиющего в пустыне: / "Приготовьте путь Господу" / пришел Ты, Господь, принявший образ раба, / прося о крещении, не зная греха. / Увидели Тебя воды и убоялись, / в трепет пришел Предтеча и воскликнул говоря: / "Как светильник просветит Свет? / Как возложит руку раб на Владыку? / Освяти меня и воды, Спаситель, подъемлющий мира грех!

И ныне, паки тойже.

Таже прокимен, глас 4:

И возгреме с Небесе Господь, / и Вышний даде глас Свой. Стих: Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, Господь утверждение мое.

И возгремел с небес Господь / и Всевышний дал голос Свой. Стих: Возлюблю Тебя, Господи, сила моя, Господь – твердыня моя.

Пророчества Исаиина чтение (глава 35):

Тако глаголет Господь: да возвеселится пустыня жаждущая, да возрадуется пустыня и процветет, яко крин, и да прозябнет, и вся возвеселятся. И возрадуются пустынная Иорданова, и слава Ливанова дана бысть ей и честь Кармилова, и людие Мои узрят славу Господню и высоту Божию. Укрепитеся, руки ослабленныя, и, колена разслабленная, утешитеся, и рцыте малодушным мыслию: укрепитеся и не бойтеся, се Бог наш суд воздает, Той приидет и спасет нас. Тогда отверзутся очеса слепых, и ушеса глухих услышат, тогда скочит хромый, яко елень, и ясен будет язык гугнивых, яко проразися в пустыни вода и дебрь в земли жаждущей. И будет безводная в блата, и в жаждущей земли источник воды будет. Тамо будет веселие птиц, водворение сиринов, и тростий, и блата. Тамо будет путь чист, и путь свят наречется. И не мимоидет тамо нечист, ниже будет тамо путь нечистый, разсеяннии же пойдут по нему и не заблудят. И не будет тамо льва, ниже от зверей лютых взыдет нань, ниже обрящется тамо, но пойдут по нему избавленнии и собраннии от Господа, и обратятся, и приидут в Сион с веселием и радостию, и веселие вечное над главою их. Хвала, и радование, и веселие постигнет их, отбеже болезнь, печаль и воздыхание.

Так говорит Господь: Да возвеселится пустыня жаждущая, да возрадуется пустыня и да цветет, как лилия. И расцветут, и все возвеселятся, и возрадуются пустынные окрестности Иордана. И слава Ливана дана была ей и честь Кармила. И народ мой увидит славу Господа и высоту Божию. Укрепитесь, руки ослабевшие и колени расслабленные; ободрите и скажите боязливым мыслью: "Укрепитесь и не бойтесь; вот Бог наш, суд воздает, [и воздаст]; Он Сам придет и спасет вас". Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих услышат. Тогда вскочит хромой, как олень, и ясна будет речь косноязычных; ибо разверзлась в пустыне вода, и овраг – в земле жаждущей; и превратится степь безводная в луга, и в жаждущей земле источник воды будет. Там будет веселье птицам, [заросли тростника,] и болота. И будет там путь чистый, и путем святым будет назван; (и) не пройдет там нечистый, не будет там и пути нечистого; но рассеянные пойдут по нему и не заблудятся. И не будет там льва, и никто из злых зверей не взойдет на него и не найдется там, а пойдут искупленные и собранные Господом. И возвратятся, и придут на Сион с весельем и радостью; и радость вечная – над головою их: [ведь на главе их – ] хвала и ликование; и радость охватит их: убежали мука, скорбь и стенание!

Деяний святых апостол чтение (зачало 33):

Во дни оны, якоже скончаваше Иоанн течение, глаголаше: кого мя непщуете быти, несмь аз, но се грядет по мне, Емуже несмь достоин разрешити ремень сапогу Его. Мужие, братие, сынове рода Авраамля, и иже в вас, боящиися Бога, вам слово спасения Сего послася: Живущии бо во Иерусалиме и князи их сего не разумевше, и гласы пророческия, по вся субботы чтомыя, осудивше Его, исполниша. И ни единыя вины смертныя обретше, просиша у Пилата убити Его. Якоже скончаша вся, яже о Нем писана, снемше со Древа, положиша во гробе. Бог же воскреси Его от мертвых. Иже явися на дни многи совозшедшим с Ним от Галилеи во Иерусалим, иже ныне суть свидетелие Его к людем. И мы вам благовествуем обетование, бывшее ко отцем, яко сие Бог исполнил есть нам, чадом их, воздвиг Иисуса.

В те дни, когда завершал Иоанн поприще своё, он говорил: "За кого вы меня принимаете? Я не тот; но вот, идет за мною Тот, у Кого я недостоин развязать обувь на ногах". Мужи братья, сыны рода Авраамова и боящиеся Бога между вами: вам послано слово спасения сего. Ибо живущие в Иерусалиме и начальники их, не узнав Его, исполнили и голоса пророков, читаемые каждую субботу, осудив Его. И не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, упросили Пилата убить Его. Когда же исполнили все, написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его в гробницу. Но Бог воздвиг Его из мёртвых. Он являлся в течение многих дней пришедшим вместе с Ним из Галилеи в Иерусалим, которые ныне свидетели Его перед народом. И мы благовествуем вам, что обещание, данное отцам, его исполнил Бог нам, детям их, воскресив Иисуса.

Иерей: От Матфея святаго Евангелия чтение (зачало 5):

Во время оно прииде Иоанн Креститель, проповедуя в пустыни Иудейстей и глаголя: покайтеся, приближи бо ся Царство Небесное. Сей бо есть реченный Исаием пророком, глаголющим: глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы творите стези Его. Сам же Иоанн имяше ризу свою от влас вельблуждь и пояс усмен о чреслех своих; снедь же его бе пружие и мед дивий. Тогда исхождаше к нему Иерусалима и вся Иудея, и вся страна Иорданская. И крещахуся во Иордане от него, исповедающе грехи своя. Видев же Иоанн многи фарисеи и саддукеи, грядущия на Крещение его, рече им: рождения ехиднова, кто сказа вам бежати от будущаго гнева? Сотворите убо плоды, достойны покаяния. И не начинайте глаголати в себе: отца имамы Авраама. Глаголю бо вам, яко может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму. Уже бо и секира при корени древа лежит: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо. Аз убо крещаю вы водою в покаяние, Грядый же по мне, креплий мене есть, Емуже несмь достоин сапоги понести, Той вы крестит Духом Святым и огнем.

В то время является Иоанн Креститель, проповедуя в пустыне Иудейской и говоря "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное".Ибо он тот, о ком сказано через Исаию пророка, который говорит: "Глас вопиющего в пустыне: Приготовьте путь Господу, прямыми делайте стези Его". Сам же Иоанн имел одежду из волос верблюжьих и пояс кожаный на чреслах его; а пищей его были акриды и дикий мед. Тогда выходили к нему Иерусалим, и вся Иудея, и вся округа Иорданская. И крестились у него в Иордане реке, исповедуя грехи свои. Увидев же многих фарисеев и саддукеев, идущих для крещения у него, он сказал им: "Отродье змеиное, кто подсказал вам бежать от будущего гнева? Сотворите же плод, достойный покаяния. И не думайте говорить в себе: "Отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что может Бог из этих камней воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне деревьев лежит: так, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубается и бросается в огонь. Я вас крещу водою в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня, Тот, Чью обувь я недостоин понести. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем".

Таже: Стопы моя направи по словеси Твоему / и да не обладает мною всякое беззаконие. / Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя. / Лице Твое просвети на раба Твоего / и научи мя оправданием Твоим. Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи, / яко да воспою славу Твою, / весь день великолепие Твое. Трисвятое и по Отче наш: Священник: Яко Твое есть Царство:

Кондак, глас 4:

Во струях днесь Иорданских быв, Господь / Иоанну вопиет: / не убойся крестити Мя, / спасти бо приидох / Адама первозданнаго.

Стоя в струях Иорданских в сей день, Господь / Иоанну возглашает: / "Не бойся крестить Меня, / ибо Я пришел спасти Адама первозданного!" ".

Господи, помилуй, 40, и молитву сию:

Иже на всякое время и на всякий час, на Небеси и на земли, покланяемый и славимый, Христе Боже, Долготерпеливе, Многомилостиве, Многоблагоутробне, Иже праведныя любяй и грешныя милуяй, Иже вся зовый ко спасению обещания ради будущих благ. Сам, Господи, приими и наша в час сей молитвы и исправи живот наш к заповедем Твоим, души наша освяти, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти и избави нас от всякия скорби, зол и болезней, огради нас святыми Твоими Ангелы, да ополчением их соблюдаеми и наставляеми, достигнем в соединение веры и в разум неприступныя Твоея славы, яко благословен еси во веки веков, аминь.

Во всякое время и на всякий час принимающий поклонение и прославление на небе и на земле Христе Боже, долготерпеливый, многомилостивый, милосерднейший, любящий праведных и милующий грешных, всех призывающий ко спасению обещанием будущих благ! Сам, Господи, прими в час сей и наши молитвы и направь жизнь нашу к заповедям Твоим: души наши освяти, тела очисти, помышления исправь, мысли очисти и избавь нас от всякой скорби, бед и муки. Огради нас святыми Твоими Ангелами, чтобы ополчением их хранимые и наставляемые достигли мы единения в вере и разумения неприступной Твоей славы, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.".

Господи, помилуй (3).

Слава, и ныне:

Честнейшую Херувим / и славнейшую без сравнения Серафим, / без истления Бога Слова рождшую, / сущую Богородицу, Тя величаем. Именем Господним благослови, отче.

Честью высшую Херувимов / и несравненно славнейшую Серафимов, / девственно Бога-Слово родившую, / истинную Богородицу – Тебя величаем. Именем Господним благослови, отче.

Священник возглашает:

 

Боже, ущедри ны и благослови ны, / просвети Лице Твое на ны и помилуй ны.

Боже, сжалься над нами и благослови нас; яви нам свет Лица Твоего и помилуй нас.

Таже молитву сию:

Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мир, да знаменается на нас свет Лица Твоего, да в нем узрим Свет неприступный, и исправи стопы наша к деланию заповедей Твоих молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех Твоих святых, аминь.

Христе, Свет истинный, просвещающий и освящающий всякого человека приходящего в мир! Запечатлей на нас свет лица Твоего, да узрим в нем свет неприступный, и направь стопы наши к исполнению заповедей Твоих, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех Твоих святых. Аминь.
© «Пасха.ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пасха.ru» обязательна.

Яндекс.Метрика