( http://kreshenie.paskha.ru/bogosluzhenie/UtrenJa/ )

На утрене

По шестопсалмии, на Бог Господь:

Тропарь праздника, глас 1:

Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи,   / Тройческое явися поклонение: / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже / и мир просвещей, слава Тебе. (3) При крещении Твоем во Иордане, Господи, / открылось поклонение Троице: / ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, / возлюбленным Тебя Сыном именуя, / и Дух в виде голубицы / подтверждал Его слова непреложность. / Явившийся Христе Боже / и мир просветивший, слава Тебе! (3)

И обычныя стихологии. По 1-й стихологии:

Седален, глас 3. Подобен: Красоте:

Явльшуся Тебе во Иордане, Спасе, / и крещшуся Тебе от Предтечи, Христе, / возлюбленный Сын свидетельствован был еси, / темже и Собезначален Отцу явился еси, / Дух же Святый на Тя схождаше, / Имже и просветившеся, вопием: / славу Богу, Сущему в Троице. Когда явился Ты, Спаситель, при Иордане, / и крещен был Предтечей, Христе, / принял Ты свидетельство как Сын Единородный, / оттого и стал известен, как собезначальный Отцу. / Дух же Святой на Тебя сходил, / и мы, Им просвещенные, взываем: / "Слава Богу, Сущему в Троице!"

Слава, и ныне, глас 4. Подобен: Скоро предвари:

Струи освятил еси Иорданския, / державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш, / приклонил еси длани Себе Предтечеве / и спасл еси от лести человеческий род. / Темже Тя молим: спаси души наша. Освятил Ты струи Иорданские, / сокрушил могущество греха, Христе Боже наш. / Склонился под рукой Предтечи / и спас от заблуждения человеческий род. / Потому мы умоляем Тебя: / "Спаси мир Твой!"

По 2-й стихологии

седален, глас 5. Подобен: Собезначальное Слово:

Иорданскими струями обложся, / Иже светом преславно одеваяйся, / в нихже Адамово естество обновил еси, / сокрушшееся злым преслушанием, Слове Божий. / Темже Тя восхваляем и святое Твое вси славословим явление. Одевающееся преславно светом Слово Божие, / Ты, погрузившись в струи Иорданские, / обновил в них Адамово естество, / сокрушенное лукавым ослушанием. / Потому мы Тебя восхваляем / и все славословим Твое святое явление.

Слава, и ныне, глас 4. Подобен: Удивися Иосиф:

Иордане реко, / что удивился еси, зря Невидимаго нага? / Видех и вострепетах, – рече, – / и како бо Сего не хотех устрашитися и зайти? / Ангели Его устрашишася, зряще, / ужасеся Небо, и земля вострепета, / и смятеся море, и вся видимая и невидимая. / Христос явися на Иордане освятити воды. Что увидел Ты и ужаснулся, Иордан-река? / "Невидимого, – говорит он, – я узрел нагим и затрепетал, / ибо как мне Его не устрашиться и не скрыться?" / Ангелы устрашились, видя Его, / ужаснулось небо и земля затрепетала, / смирилось море и все видимое и невидимое: / Христос явился на Иордане, освящая воды.

Величание:

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради ныне плотию крестившагося / от Иоанна в водах Иорданских.

Псалом избранный:

Боже, ущедри ны, и благослови ны. / Просвети лице Твое на ны, помилуй ны. / Приступите к Нему и просветитеся, / И лица ваша не постыдятся. / Речная устремления веселят град Божий. / Глас Господень на водах. / Господь на водах многих. / Взяша реки, Господи, взяша реки гласы своя, / От гласов вод многих. / Сего ради помянух Тя от земли Иордански и Ермониимски. / Яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. / Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять. / Ты утвердил еси силою Твоею море. / Ты стерл еси главы змиев в воде. / Ты расторгл еси источники и потоки. / Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася. / В мори путие Твои, и стези Твоя в водах многих. / Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси.   Слава, и ныне: Аллилуия (3). Боже, сжалься над нами и благослови нас. / Яви нам свет лица Твоего и помилуй нас. / Придите к Нему и просветитесь, / И лица ваши не постыдятся. / Речные потоки веселят город Божий. / Голос Господа на водах. / Господь – на водах многих. / Возвысили реки, Господи, возвысили реки голоса свои. / От шума вод многих. / Потому я вспомню о Тебе с земли Иорданской и Ермонской. / Ибо у Тебя – источник жизни, во свете Твоём мы увидим свет. / Море увидело – и побежало, Иордан обратился вспять. / Ты утвердил силою Твоею море. / Ты сокрушил головы змиев в воде. / Ты разверз источники и потоки. / Видели Тебя воды, Боже, видели Тебя воды и убоялись./ В море путь Твой, и стези Твои в водах многих. / Как величественны дела Твои, Господи, все премудростью Ты сотворил.

По полиелеи седален, глас 4. Подобен: Удивися Иосиф:

Приидите, увидим, вернии, где крестися Христос, / да последуим прочее ко Иордану реце, / ко гласу вопиющаго в пустыни, / и увидим тамо Содетеля Адамова, / дланию рабскою рукополагаема за благоутробие неизреченное, / и к Нему велегласно возопиим: / пришел еси и явился еси во Иордане освятити воды. Придите, верные, увидим где крестился Христос; / последуем же далее к Иордану-реке, / ко гласу вопиющего в пустыне, / и увидим там Создателя Адама, / на Которого, по милосердию Его неизъяснимому, / возлагает руку раб. / И к Нему громогласно воззовем: / "Ты пришел и явился в Иордане, / освящая воды!"

Слава, и ныне, тойже, и чтение. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4:

Море виде и побеже, / Иордан возвратися вспять. Стих: Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять? Море увидело – и побежало, / Иордан обратился вспять. Стих: Что тебе, море, что ты побежало, и тебе Иордан, что обратился ты вспять?

Всякое дыхание:

Евангелие от Марка (зачало 2):

Во время оно прииде Иисус от Назарета Галилейскаго и крестися от Иоанна во Иордане. И абие восходя от воды, виде разводящася Небеса и Дух, яко голубь, сходящ Нань. И глас бысть с Небесе: Ты еси Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих. В то время пришел Иисус из Назарета Галилейского и был крещен Иоанном во Иордане. И тотчас, выходя из воды, увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, нисходящего на Него. И голос раздался с небес: "Ты – Сын Мой Возлюбленный, на Тебе Мое благоволение".

По 50-м псалме:

Слава, глас 2:

Всяческая днесь да возрадуются, / Христу явльшуся во Иордане. Всё сегодня да возрадуется: / Христос явился на Иордане.

И ныне, тойже.

Таже, стихира самогласна, глас 6:

Бог Слово явися плотию роду человеческому, / стояше креститися во Иордане, / и глаголаше к Нему Предтеча: / како простру руку / и прикоснуся верху Держащаго всяческая? / Аще и от Марии еси Младенец, / но вем Тя, Бога Превечнаго, / по земли ходиши, певаемый от Серафим, / и раб Владыку крещати не научихся. / Непостижиме Господи, слава Тебе. Бог Слово явился во плоти роду человеческому. / Во Иордане Он стоял, готовясь принять крещение, / и говорил Ему Предтеча: / "Как протяну я руку / и коснусь темени Того, кто держит всё? / Хотя Ты и Младенец от Марии, / но я знаю Тебя, Бога предвечного. / По земле Ты ступаешь, Воспеваемый Серафимами, / и я, раб, не научился еще крестить Владыку". / Непостижимый Господи, слава Тебе!

Каноны два: ирмосы обою канонов по дважды, тропари на 12, последи же первый лик перваго канона ирмос, вторый лик 2-го канона ирмос.

Канон первый, творение кир Космы монаха, егоже краегранесие: Крещение очищение земнородных грехов. Глас 2.

Песнь 1:

Ирмос: Глубины открыл есть дно / и сушею Своя влечет, / в ней покрыв противныя, / крепкий во бранех Господь, / яко прославися. Адама истлевшаго обновляет струями Иорданскими / и змиев главы гнездящихся сокрушает Царь веков, Господь, / яко прославися. Огнем Божества Невещественным / в плоть вещественну одеявся, Иорданскою облагается водою / воплощейся от Девы Господь, яко прославися. Скверну омываяй человеков, сим очищся во Иордане, / имже, восхотев, уподобися, еже бе пребыв, / сущия во тьме просвещаяй Господь, яко прославися. Ирмос: Открыл дно пучины морской / и по суше Своих людей влечет, / покрыв в ней противников, / сильный в битвах Господь, / ибо Он прославился. Адама погибшего воссоздает / струями Иордана / и головы змиев, гнездящихся там сокрушает / Царь веков – Господь, / ибо Он прославился. Огонь Божества невещественный / в вещественную плоть Одевший / струею Иордана облекается, – / воплотившийся от Девы Господь, / ибо Он прославился. Господь, смывающий нечистоту людей, / приняв очищение во Иордане / ради тех, которым Он пожелал уподобиться, / оставшись тем, чем был, / просвещает находящихся во мраке, / ибо Он прославился.

Ин канон, творение Иоанна Дамаскина, глас 2:

Ирмос: Шествует морскую волнящуюся бурю, / сушу абие Израиль явльшуюся. / Чермный же понт тристаты египетския / покры купно, водостланен гроб, / силою крепкою десницы Владычни.   Утру явльшуся человеком светоносну / ныне из пустыни, к водам Иорданским преклонил еси, Царю  солнца,  Твою выю, / лика мрачна родоначальника исхитити, / скверны же всякия очистити тварь. Безначальне, струям спогребшася Тебе, Слове, / новаго преводиши, истлевшаго лестию, / Сего несказанно от Отца прием глас державен: / Сей возлюбленный, равен же Мне Отрок естеством. Ирмос: Проходит Израиль волнами колышущееся море, / сушею внезапно оказавшееся, / а египетских всадников пучина мрачная / совершенно покрыла, как водная могила, / крепкою силою десницы Владыки. Ныне смертным явилось светоносное утро / от пустыни у струй Иордана: / Ты, Царь солнца, склонил Свою шею, / чтобы восхитить родоначальника нашего из мрачной страны / и от всякой скверны очистить творение. Безначальное Слово! Растленного заблуждением / Ты новым творишь, погребая с Собою в потоках, / неизъяснимо приняв от Отца / такое сильнейшее слово: / "Этот возлюбленный и равный Мне естеством, / Сыном Моим именуется!"

Песнь 3:

Ирмос: Крепость даяй царем нашим Господь / и рог помазанных Своих возносяй / от Девы раждается, грядет же ко Крещению. / Тому, вернии, возопием: / несть свят, яко Бог наш.     Неплодная древле и безчадная люте, днесь веселися, Христова Церковь: / водою бо и Духом сынове тебе родишася, верою взывающе: / несть свят, якоже Бог наш.   Велиим гласом в пустыни вопиет Предтеча: / Христу уготовайте пути / и стези Богу нашему правы соделайте, верою взывающе: / несть свят, якоже Бог наш. Ирмос: Господь, дающий крепость нашим царям / и возвышающий достоинство помазанников Своих, / рождается от Девы и приходит для крещения. / Потому мы, верные, воззовем: / "Нет святого, как Бог наш, / и нет праведного, кроме Тебя, Господи!" безплодная и совершенно бездетная прежде, / радуйся ныне, Церковь Христова, / ибо водою и Духом сыны у тебя родились, / с верою восклицающие: / "Нет святого, как Бог наш / и нет праведного, кроме Тебя, Господи!". Громким голосом в пустыне взывает Предтеча: / "Христу приготовьте пути / и стези Богу нашему прямыми соделайте, / с верою восклицая: / "Нет святого, как Бог наш / и нет праведного, кроме Тебя, Господи!"

Ин.

Ирмос: Елицы древних изрешихомся сетей / брашен львов, сотренных членовными, / радуимся и  разширим уста, / слово плетуще от словес сладкопения, / имже к нам наслаждается дарований. Умерщвление первее насадивый твари, / зверя злодейственнаго воображься в естество, / омрачается плотским пришествием: / утру явльшуся, приразився Владыце сокрушити свою враждебную главу.   Влечет к себе Богозданное естество, утробы мучителя, погребенное пределы; / раждается паки земнородных Обновление, / дело державно совершая Владыка: / прииде бо, тое очистити хотя. Ирмос: Все мы, освободившись от древних тенет, / сокрушенных ныне челюстей прожорливых львов, / возрадуемся и расширим уста, / Слову напев сплетая из слов, / что из даров, данных нам – наиболее радостный. Тот, кто изначально насадил смертность в творении, / представ в виде зловредного гада, / помрачается пришествием во плоти Владыки, / столкнувшись с Ним, как с рассветом, явившимся / сокрушить его враждебнейшую главу. Влечет Владыка к Себе естество Богозданное, / погребенное внутри утробы мучителя, / и вновь рождает его, / восстановлением рода земного / завершая Свое величайшее дело; / ибо Он пришел, желая его защитить.

Ипакои, глас 5:

Егда явлением Твоим просветил еси всяческая, / тогда сланое неверия море побеже, / и Иордан, доле текий, возвратися, / к Небеси возвышая нас. / Но высотою Божественных заповедей Твоих / соблюди, Христе Боже, молитвами Богородицы и помилуй нас. Когда явлением Твоим Ты всё просветил, / тогда соленое море неверия побежало, / и Иордан, вниз текущий возвратился, / к небу возвышая нас. / Но высотою Божественных заповедей Твоих, Христе Боже, / сохрани по ходатайствам Богородицы и помилуй нас.

Песнь 4:

Ирмос: Услышах, Господи, глас Твой, егоже рекл еси, / глас вопиющаго в пустыни, / яко возгремел еси над водами многими, / Твоему свидетельствуяй Сыну, / весь  быв сошедшаго Духа, возопи: / Ты еси Христос, Божия мудрость и сила. Очищаемо солнце кто виде, – / проповедник вопиет, – пресветлое естеством? / Да Тебе водами, сияние Славы, Отца образ Присносущнаго, омыю / и, сено сый, Огню прикоснуся Твоего Божества? / Ты бо еси Христос, Божия мудрость и сила.   Яви Божественное, еже име, благоговение Моисей, прилучився Тебе, / яко бо из купины Тя, возгласивша, разуме, абие отврати лице. / Аз же како Тя увижу ясно? / Или како руку положу на Тя? / Ты бо еси Христос, Божия мудрость и сила. Душевное совершая мудре и словом почтенный, бездушных стыждуся. / Аще бо крещу Тя, клеветна ми есть огнем дымящаяся гора, / побегшее же море на двое и Иордан сей, возвративыйся: / Ты бо еси Христос, Божия мудрость и сила. Ирмос: Услышал я, Господи, голос Твой, / который назвал Ты гласом вопиющего в пустыне: / когда возгремел Ты над водами многими, / о Твоем свидетельствуя Сыне, / весь исполненный явившимся Духом, он воскликнул: / "Ты – Христос, Божия мудрость и сила!" "Видел ли кто, – провозвестник взывает, – / чтобы очищали солнце, светлое по естеству? / Как же мне водами омыть Тебя, / излучение Славы, отпечаток вечного Отца? / И как я, трава, прикоснусь / к огню Твоего Божества? / Ибо Ты – Христос, Божия мудрость и сила!" "Проявил Боговдохновенное благоговение, его исполнившее / при встрече с Тобою, Моисей: / ведь когда понял он, что возгласил Ты из тернового куста, / тотчас глаза свои отвел; / как же я открыто на Тебя взгляну, / или как на Тебя руку возложу? / Ибо Ты – Христос, Божия мудрость и сила!" "Душу разумную имея и даром слова почтенный, / опасаюсь я неодушевленных вещей: / ведь если крещу я Тебя, мне обличителем будет / гора, дымившаяся от огня, / и море, разбежавшееся надвое, / и этот Иордан, обращенный вспять, / ибо Ты – Христос, Божия мудрость и сила!"

Ин.

Ирмос: Огнем очищся тайнаго зрения, / поя пророк человеков новодейство, / возглашает глас, Духом плещущ, / воплощение являющ  неизреченна  Слова, / Имже сильных державы сотрошася.   Послан от Отца, всесветлое Слово, нощи отгнати зломрачное стремление, / и искоренити грядеши человеков грехи, / сыны же привлещи, Твоим Крещением, Блаже, / светлы от струй Иорданских.   Самое провидев нареченное Слово, ясно проповедник вопиет твари: / Сей прежде мене, вторый плотию сообразен, / просия Божественною силою враждебный наш отъяти грех. Пажить у Себе животворну нося, уловляет змиев, / гнездам натекая многими сетьми, низлагая, Бог Слово, / запинает же уязвившаго всемирный род, / сего потребль, избавляет тварь. Ирмос: Очищенный таинственного видения огнем, / пророк, воспевая смертных обновление, / в Духе возвышает гремящий глас, / открывающий воплощение Слова неизреченного, / Которым властителей мощь сокрушена. Посланное от Отца всесветлое Слово! / Ты пришел разогнать ночи пагубный мрак, / с корнем грех смертных исторгая, / и вывести вместе с Собою крещением Твоим, Блаженный, / светлых сынов из струй Иорданских. Узрев Само преславное Слово, / провозвестник открыто взывает к творению: / "Этот, прежде меня Существующий, после меня принял плоть, / с нами сходный воссиял силой Божественной, / чтобы истребить наш ненавистнейший грех!" К самому пастбищу животворному нас приводя, / начинает охоту Бог-Слово, / нападая на логова змиев, / ниспровергнув круги стен неприступные / и весь род человеческий в пяту поражавшего; / связывая его, Он спасает творение.

Песнь 5:

Ирмос: Иисус, живота Начальник, / разрешити осуждение грядет Адама первозданнаго, / очищений же, яко Бог, не требуя, / падшаго очищает во Иордане, / в немже вражду убив, / преимущ всяк ум мир дарует.   Сшедшимся без числа людем от Иоанна креститися, сам посреде их ста. / Провозгласи же предстоящим: / кто показа, непокоривии, гнева вам уклонитися, хотящаго быти? / Плоды достойны Христу сотворите: / Предстояй бо ныне мир дарует. Делатель и Зиждитель, посреде стояй, яко Един всех сердца испытует, / чистительную же лопату рукою прием, / всемирное гумно всемудре разлучает, неплодие паля, / благоплодным вечный живот дарует. Ирмос: Иисус, Начальник жизни, приходит разрешить / осуждение Адама первозданного, / и как Бог, не нуждаясь в очищении, / ради падшего омывается в Иордане, / в котором, убив вражду, / превосходящий всякий ум мир дарует. Когда безчисленные толпы сошлись / от Иоанна креститься, / он стал посреди них и обращался к присутствовавшим: / "Кто, непокорные, вас научил / уклоняться от гнева грядущего? / Приносите Христу достойные плоды; / ибо являясь ныне, Он мир дарует!" Земледелец и Создатель, став посреди, / как один из всех, вникает в сердца, / и взяв в руки веятельную лопату для очищения, / премудро разделение производит на всемирном гумне, / безплодность сжигая, а плодоносным / жизнь вечную даруя.

Ин.

Ирмос: Врага темнаго и оскверненнаго яда / очищением Духа измовени, / к новой пристахом неблазненной стези, / вводящей в неприступную радость, Единем приступну, / имже Бог примирися. Видев Зиждитель во мраце прегрешений пленицами неизбежными / егоже вообрази персты, поставляет на обою раму, воздвиг горе, ныне во многотекущих водах омывая студа древняго / Адамова злаго нрава. Со благочестием притецем прилежно ко источником пречистым течения спасительнаго, / Слово усмотряюще от Нетленныя, / почерпала приносяще жажди Божественныя, / мира сладостне исцеляя недуг. Ирмос: От яда темного и оскверненного врага / омытые Духа очищением, / мы встали на прямую новую стезю, / к недосягаемой радости ведущую, / доступной лишь для примиренных с Богом. Создатель, видя во мраке согрешений, / в нерасторжимых узах того, / кому дает образ перстами, / подняв, полагает его на плечи, / омывая ныне в многоводных пучинах / от древнего позора недуга Адамова. С благоговением усердно прибегнем / к чистым источникам спасительного потока, / созерцая Слово, от Непорочной воплотившееся, / подающее сосуд, утоляющий жажду Божественного, / исцеляющий благостно мира болезнь.

Песнь 6:

Ирмос: Глас Словесе, светильник Света, / денница Солнца, Предтеча в пустыни, – / покайтеся! – всем вопиет людем, – и предочиститеся: / се бо предстоит Христос, / от тли мир избавляяй. Рождься нетленно от Бога и Отца, / от Девы кроме скверны воплощается Христос, / Емуже ремень, яже от нас Слова сочтания, разрешити неудоб, учит Предтеча, / земнородныя от лести избавляя.   Огнем крестит конечным Христос противныя, / а не Бога мудрствующих Его, / Духом же обновляет водою благодати разумливыя Божества Его, / от прегрешений избавляя. Ирмос: Глас Слова, светильник Света, / утренняя звезда – Предтеча Солнца / взывает в пустыне всем людям: / "Кайтесь и заранее очищайтесь, / ибо вот предстоит Христос, / мир от гибели избавляющий!" Христос, чей ремень – соединение Слова / с тем, что от нас было принято Им, – / как учит Предтеча, развязать невозможно, / от Бога и Отца рожденный не по законам земным, / от Девы без скверны воплощается, / рожденных на земле от заблуждения избавляя. В огне конечном Христос крестит непокорных / и не признающих Его Богом, / а в Духе водою благодатно обновляет / знающих Его Божество, / от согрешений их избавляя.

Ин.

Ирмос: Вожделеннаго явствова со всеблаженным гласом Отец, / Егоже из чрева отрыгну: / ей, – глаголет, – Сей соестествен Сын, / Сый светозарен, / произниче из человеча рода: / Слово же Мое живо и Человек промышлением.     От глубиннаго льва, тревечерний странне пророк во внутренних валяяся, / абие произыде, пакибытия спасение / от змия человекоубийцы всем предъявляя в последняя лета.   Отверсту Небу всесветлых писаний, ученик зрит от Отца посылаемый, / пребывающ же Дух на Пречистем Слове, / нашед яко голубь неизреченным образом, / людем же является, пришедшим ко Владыце. Ирмос: Отец всерадостным гласом явил / Вожделенного, Которого произвел Он из чрева: / "Поистине, говорит, Сей Кто является / Сыном единой со Мною природы, / светозарный, вышел из рода людского, / живое Слово Мое и вместе – смертный, по промышлению!" От льва морского на третий вечер / Пророк, странным образом внутри его пребывавший, / снова вышел, всем предвещая / спасение от змия-человекоубийцы / посредством возрождения в последние времена. Когда отверзлись прозрачные своды небесные, / видит тайнозритель от Отца исходящего / и пребывающего на Слове всечистом / Духа, как голубь нисшедшего образом неизьяснимым, / и указывает толпам прибегать к Владыке.

Кондак, глас 4:

Явился еси днесь вселенней, / и свет Твой, Господи, знаменася на нас, / в разуме поющих Тя: / пришел еси и явился еси, / Свет Неприступный. Явился Ты в сей день вселенной, / и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, / в полноте знания воспевающих Тебя: / "Пришел, явился Ты, / Свет неприступный!"

Икос:

Галилеи язычестей, Завулонстей стране и Неффалимстей земли, / якоже рече пророк, Свет велик возсия, Христос. / Омраченным светла явися Заря, из Вифлеема облистающая, / паче же из Марии Господь, всей вселенней возсиявает лучи Солнце правды. / Темже, иже от Адама назии, приидите вси, облечемся в Него, да согреемся, / покрывает бо нагия и просвещает темныя. / Пришел еси и явился еси, Свет Неприступный. Икос: Галилее языческой, Завулоновой стране и Неффалимовой земле, / как сказал пророк, воссиял свет великий – Христос. / Явилось омраченным светлое сияние, / из Вифлеема, или, вернее, от Марии, блистающее: / Господь, Солнце правды, лучи посылает всей вселенной. / Потому те, кто от Адама, нагие, / придите все, облечемся в Него, чтобы согреться, / ибо Он – покров нагим и сияние омраченным. / Пришел, явился Ты, / Свет неприступный!

Песнь 7:

Ирмос: Юноши благочестивыя, пещи огненней приобщившияся, / шумящ дух росный невредимы сохрани / и Божия Ангела снизхождение. / Темже, в пламени орошаеми, благодарственно воспеваху: / препетый отцев Господи и Боже, благословен еси.   Якоже на Небеси, с трепетом и чудом предстояху / во Иордане силы Ангельския, смотряюще толика Божия схождения: / яко Держай превышних вод состав, в водах Плотоносец стояше, / Бог отцев наших. Облак древле и море Божественнаго проображаху Крещения чудо, / в нихже древнии крестишася, исходяще законнии людие. / Море же бе образ воды, и облак – Духа. / Имиже совершаеми, – благословен еси, – зовем, – Господи Боже, во веки. Вси вернии, в Немже совершение прияхом, / Богословяще немолчно со Ангелы, прославим Отца, и Сына, и Духа Святаго: / се бо – Троица, Ипостасьми Единосущная, Един же Бог. / Емуже поем: благословен еси, Господи Боже, во веки. Ирмос: Юношей благочестивых, / в печи огненной пребывавших, / шумный ветер с росою невредимыми сохранил / и Ангела Божия сошествие; / потому орошаемые среди пламени, / они с благодарностью воспевали: / "Прехвальный Господь и Бог отцов, / благословен Ты!" Как на небе, с трепетом и удивлением, / на Иордане предстояли воинства Ангелов, / созерцая столь дивное снисхождение Бога, – / как Он, держащий горних вод состав, / стоял в водах носящим плоть, / Бог отцов наших. Некогда облако и море / прообразовали чудо Божественного крещения: / через них древний народ, / путешествуя, крестился в законодателя; / было же море образом воды, а облако – Духа; / ими получая посвящение, мы взываем: / "Благословен Ты, Боже, отцов наших!" Все мы, верные, Богословствуя / о Том, от Кого получили совершенство, / будем с Ангелами не умолкая славить / Отца, Сына и Святого Духа, / ибо это Троица единосущных Лиц, / но единый Бог, Которому и воспеваем: / "Господь и Бог отцов, благословен Ты!"  

Ин.

Ирмос: Опали струею змиевы главы пещный высокий пламень, / юноши носящ благочестивыя, / утишивый неудободержимую мглу из греха / всю же омывает росою Духа. Тебе живописующий ассирийский пламень ужасен поставляеши, в росу преведен; / темже вода ныне, якоже пламень, одеваяй, вредную злобу, Христе, прикровенную опаляет, / от поползновенныя стези призывающи. Раздельшуся Иордану древле, по суху преходят людие Израильстии, / Тебе, Державнейшаго, содержаща тварь некоснительне, / ныне в водах написующии, к нетленней и полезней стези. Вемы, первее всепагубный потоп / милостивно Тя всех во тлю привести, / о, тревеликия сотворяя и странная! / Ныне же потопльша, Христе, грех за благосердие и человеческое спасение. Ирмос: Попалил головы змиев потоком / Укротивший печи высокое пламя, / охватившее юношей благочестивых; / а неудобоочищаемую мглу греха / Он всю омывает росою Духа. Изображавшее Тебя Ассирийское ужасное пламя, / Ты останавливаешь, в росу превращая; / так и ныне Христе, Ты облекся водою, / попаляя сокровенного злейшего хищника, / отклоняющего нас на скользкий путь. В древности по разделении Иордана / народ Израильский переходит по суше, / прообразуя Тебя, Сильнейшего, / ныне творение в струях стремительно / выносящего к неизменной и лучшей стезе. Знаем, что Ты прежде потоп всегубительный / плачевным образом навел к истреблению всех, / о Совершающий величайшее и дивное; / ныне же, Христе, Ты грех потопил / по милосердию ради спасения смертных.

Песнь 8:

Ирмос: Тайну преславную вавилонская показа пещь, / источившая росу, / яко струями имяше невещественный Огнь восприяти Иордан / и объяти плотию крещаема Зиждителя, / Егоже благословят людие и превозносят во вся веки.     Отложи страх весь, – Избавитель Предтечи рече, – / Мне же повинися, яко Благому, / Мне приступи, сие бо естеством бых, / Моим повелением покорися и крести Мя, сошедшаго, / Егоже благословят людие и превозносят во вся веки.   Глаголы якоже услыша Креститель Владычни, с трепетом длань простирает, / обаче же, рукою коснувся верху Зиждителя своего, Крещшемуся вопияше: / освяти мя, Ты бо еси Бог мой, / Егоже благословят людие и превозносят во вся веки. Троицы явление во Иордане бысть, / самое бо Пребожественное Естество, Отец, возгласи: / Сей крещаемый – Сын возлюбленный Мой, / Дух же прииде к Подобному, / Егоже благословят людие и превозносят во вся веки. Ирмос: Показала таинство необычайное / Вавилонская печь, источившая росу, – / то, что Иордану предстояло принять в струи свои невещественный Огонь / и вместить крещаемого плотию Творца, / Которого люди благословляют / и превозносят во все века. "Оставь всякий страх, – говорил Искупитель Предтече, – / но повинуйся Мне, / приступи ко Мне, как ко Христу, / ибо Я таков по существу, / покорись Моему велению и крести Меня, нисшедшего, / Которого люди благословляют / и превозносят во все века!" Когда услышал слова Владыки Креститель, / с трепетом простирает руку, / но все же, коснувшись темени Создателя своего, / взывал к Крестившемуся: / "Освяти меня, ибо Ты – Бог мой, / Которого люди благословляют / и превозносят во все века!" Троицы явление на Иордане произошло, / ибо Она – сверх-Божественное Естество. / Отец возгласил: "Сей крещаемый – Сын возлюбленный Мой", / Дух же соприсутствовал Равному Себе, / Которого люди благословляют / и превозносят во все века.

Ин.

Ирмос: Свободна убо тварь познавается / и сынове Света прежде омраченнии; / един стенет тьмы предстатель. / Ныне да благословит усердно Виновнаго / прежде окаянное языков всенаследие. Трие Боговиднии, во огни орошаеми, озаряющеся треми всесветле святынями, / яве показоваху Превышнее Естество смешением человеческим, / огнепалящее росою милостивно всяку пагубную лесть. Да убелится всякое земное естество, / от падения ныне на Небо возводимо, / Имже бо вся соблюдаются, Словом, текущими струями омывшеся, / прегрешений прежних убеже, пресветло измовено. Ирмос: Творение свободным познается, / а прежде помраченные – сынами света; / один властитель тьмы стенает. / Ныне да благословляет Виновника того усердно / все прежде несчастное народов наследие. Трое Богоподобных, в огне орошаемые, / ясно являли Высочайшее Естество, / пресветло блещущее Троичною Святыней, / соединением же Своим с природой смертной / вожделенно как бы росою сожигающее / всякое пагубное заблуждение. Да облачится в белое вся земная природа / от падения возвышаемая ныне на небо, / ибо Словом, Которым все сохраняется, / она, в струящихся потоках очищенная, / согрешений прежних избегла, пресветло омывшись.

На 9-й песни паки вжигают свещи братия. Честнейшую: не поем, но поем припевы праздника:

Величай, душе моя, / Честнейшую горних воинств, / Деву Пречистую Богородицу.

Песнь 9:

Ирмос: Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, / изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, / обаче, Благая сущи, веру приими, / ибо любовь веси Божественную нашу: / Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем. Ирмос: Никакой язык не в силах восхвалить по достоинству, / и даже высший мира ум теряется, – / как воспевать Тебя, Богородица; / но как Благая, залог верности прими, / ведь Ты знаешь и любовь Божественную нашу, / ибо Ты – Защитница христиан, / Тебя мы величаем.

Посем вторый лик поет тойже припев и ирмос. И прочих шесть припевов припевают на кийждо тропарь по единожды:

Величай, душе моя, / от Предтечи Крещения Просяща.

Давиде, прииди Духом к просвещенным, – / ныне приступите, – пой к Богу, – / верою, – глаголя, – просветитеся! / Сей нищий воззва Адам в падении, ибо Того услыша Господь, / пришед, струями Иорданскими тленнаго же обнови. Давид, приди духом к просвещаемым и пой: / "Ныне приступите к Богу с верой, просветитесь; / этот нищий – Адам в падении – воззвал, / и вот, придя, услышал его Господь / и обновил погибшего в струях Иордана!"

Величай, душе моя, / от Отеческаго гласа Свидетельствованна.

Величай, душе моя, / Единаго от Троицы, преклоньшаго выю и Крещение приемша.

Исаия, – измыйтеся, очиститеся! – глаголет, – / лукавствия пред Господем оставите. / Жаждущии, на воду живу идите: / кропит бо водою, обновляя, Христос приступающия к Нему верою / и к животу нестареемому крещает Духом. "Омойтесь и очиститесь", – возглашает Исаия, – / "удалите лукавство пред Господом; / жаждущие, к воде живой идите, / ибо окропит Христос водой обновления / с верою к Нему прибегающих, / и в жизнь нестареющую крестит Духом".

Пророче, прииди ко Мне, / простри руку и крести Мя скоро.

Пророче, остави ныне и крести Мя, хотяща: / исполнити бо приидох всяку правду.

Соблюдаемся благодатию, вернии, и печатию. / Яко бо губителя, бежаша прага евреи, древле окровавлена, / тако и нам исходное Божественное сие пакибытия баня будет. / Отсюду и Троицы узрим Свет Незаходимый. Да сохраняет нас, верные, / благодать и Духа печать: / ибо как в древности гибели избежали Евреи, / когда косяки дверей были помазаны кровью, / так и нам эта Божественная купель возрождения будет исходом, / тогда мы и увидим Троицы свет сокровенный.

Посем первый лик поет втораго канона припев:

Днесь Владыка / преклоняет выю под руку Предтечеву.

Ирмос: О, паче ума Рождества Твоего чудес! / Невесто Всечистая, Мати Благословенная, / Еюже получивше всесовершенное спасение, / достойно хвалим, яко Благодетеля, / дар носяще – песнь благодарения. О превышающие ум чудеса рождения от Тебя, / Невеста всечистая, Матерь благословенная! / Получив чрез Тебя всецелое спасение, / мы достойно рукоплещем Тебе, как Благодетельнице, / в дар принося песнь благодарения.

И вторый лик такожде поет припев и ирмос. И прочия пять припевы, един дважды:

Днесь Иоанн крещает Владыку, / во струях Иорданских.

Днесь Владыка / водами погребает человеческий грех.

Уведехом Моисею купиною явленная, гряди, странными уставы соделанная: / яко бо спасеся, Огнь носящи, Дева, Светоносна рождши Благодетеля, / во Иорданских же струях явленна. Мы видим показанное Моисею в терновом кусте / здесь по небывалым законам свершившимся, / когда поистине сохранена была огненосная Дева, / родившая Благодетеля, – светоносного / и в струях Иордана явившегося.

Днесь Владыка свыше свидетельствуется, / Сын возлюбленный.

Днесь Владыка / прииде освятити естество водное.

Днесь Владыка / Крещение приемлет рукою Предтечевою.

Помазуеши, совершая человеческое существо, Царю Безначальне, / Духа общением, струями чистыми отмыв / и тьмы крепость же посрамль возвышенную, / ныне в безпрестаннем воздати житии. Ты помазуешь Духа общением / смертное естество, возводя к совершенству, / струями чистыми очистив его, Царь безначальный, / и, восторжествовав над надменною силою тьмы, / ныне воздаешь ему нескончаемой жизнью.

Таже оба лика, сошедшеся вкупе, поют первый припев праздника. И ирмос: Недоумеет всяк язык: Посем втораго канона припев. И ирмос: О, паче ума: И поклон.

Светилен: Подобен: Посетил ны:

Явися Спас, благодать и истина, во струях Иорданских / и сущия во тьме и сени спящия просветил есть, / ибо прииде и явися Свет Неприступный. Явился Спаситель – благодать и истина в струях Иордана, / и спящих во тьме и тени просветил. / Ибо пришел, явился Свет неприступный.

На хвалитех стихиры на 4, глас 1:

Германа патриарха: Свет от Света, / возсия мирови Христос, Спас наш, / явлейся Бог. / Сему, людие, поклонимся. Како Тя, Христе, / раби, Владыку достойно почтим? / Яко в водах всех нас обновил eси. Ты, во Иoрдане крещся, Спасе наш, / воды освятил eси, / дланию раба рукополагаемый / и страсти мира исцеляяй. / Велие таинство явления Твоего, / Человеколюбче Господи, слава Тебе. Истинный Свет явися / и всем просвещение дарует, / крещается Христос с нами, / Иже всякия вышши чистоты, / влагает священие воде, / и душам сие очищение бывает, / земное являемое и выше Небес разумеваемое. / Банею – спасение, водою же – Дух, / погружения ради, иже к Богу, наш восход бывает. / Чудeсна дела Твоя, Господи, слава Тебе. Патриарха Германа: Как Свет от Света воссиял миру / Христос Спаситель наш, явившийся Бог. / Поклонимся Ему, люди! Как Тебя, Владыку, / мы, рабы, достойно почтим? / Ибо Ты, Христе, / в водах всех нас обновил. Ты, крестившись в Иордане, Спаситель наш, / струи его освятил, / принимая возложение руки раба / и страдания мира исцеляя. / Велико таинство домостроительства Твоего! / Человеколюбец, слава Тебе! Истинный Свет явился, / и всем просвещение дарует. / Крестится с нами Христос, / Тот, Кто выше всякой чистоты. / Посылает освящение воде, / и это делается освящением душ. / Земное явление – / и выше небес постигаемое умом. / Через омовение – спасение, а через воду – Дух. / Через погружение совершается / наше к Богу восхождение. / Чудны дела Твои, Господи! Слава Тебе!

Слава, глас 6. Анатолия:

Водами Иoрданскими одеялся eси, Спасе, / одеяйся Светом, яко ризою, / и приклонил eси главу Предтечи, Иже небо измеривый пядию. / Да обратиши мир от лести и спасеши, / яко Человеколюбец. Водами Иорданскими оделся Ты Спаситель, / Одевающийся светом, как одеждою, / и склонил голову перед Предтечей, / небо Измеривший пядью, / чтобы обратить мир от заблуждения / и спасти души наши.

И ныне, глас 2, тогоже:

Днесь Христос на Иoрдан прииде креститися, / днесь Иоанн касается верху Владычню. / Силы Небесныя ужасошася, / преславное видяще таинство. / Море виде и побеже, / Иoрдан, видев, возвратися. / Мы же, просвещшеся, вопием: / слава явившемуся Богу, / и на земли виденному, / и просветившему мир. В сей день Христос на Иордан пришел креститься, / в сей день Иоанн касается темени Владыки. / Силы небесные ужаснулись, видя чудное таинство. / Море увидело и побежало; / Иордан возвратился. / Мы же, просветившись, взываем: / "Слава явившемуся Богу, / и на земле виденному, / и просветившему мир!"

Славословие великое. По трисвятом тропарь праздника, ектении.

Отпуст:

Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш, молитвами пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.

Во Иордане креститься благоволивший от Иоанна нашего ради спасения Христос, истинный Бог наш, по молитвам пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов и всех святых помилует и спасет нас, как благой и Человеколюбец.

И дается святый елей от кандила поющим нам стихиру праздника. Таже час 1. На 1-м часе тропарь праздника; по трисвятом кондак праздника, и прочее, и совершенный отпуст. В сий день литургия бывает порану труда ради бденнаго.

© «Пасха.ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пасха.ru» обязательна.

Яндекс.Метрика