Тропарь, глас 5:
Явился еси в мире, Иже мир Сотворивый, / да просветиши во тьме седящия, / Человеколюбче, слава Тебе. |
Явился Ты в мир, мир Сотворивший, / чтобы просветить во тьме сидящих. / Человеколюбец, слава Тебе! |
Стих1:
Боже, ущедри ны и благослови ны, / просвети лице Твое на ны и помилуй ны. / Познати на земли путь Твой, / во всех языцех спасение Твое. |
Боже, дай нам щедроты Твои и благословение Твое, обрати Лицо Твое к нам и помилуй нас. Познать на земле путь Твой, во всех народах спасение Тобой. |
Да просветиши во тьме седящия, / Человеколюбче, слава Тебе.
Стих 2:
Да исповедятся Тебе людие, Боже, / да исповедятся Тебе людие вси. / Да возвеселятся и да возрадуются языцы, / яко судиши людем правотою / и языки на земли наставиши. |
Да прославят Тебя, Боже, / да прославят Тебя народы все. / Да возвеселятся и возрадуются племена, / ибо Ты будешь судить народы по правде / и племена на земле направишь. |
Да просветиши во тьме седящия, / Человеколюбче, слава Тебе.
Стих 3:
Да исповедятся Тебе людие, Боже, / да исповедятся Тебе людие вси. / Земля даде плод свой, / благослови ны, Боже, Боже наш. / Благослови ны, Боже, и да убоятся Его вси концы земли. Да просветиши во тьме седящия, / Человеколюбче, слава Тебе. |
Да прославят Тебя народы, Боже, / да прославят Тебя народы все. / Земля дала плод свой: / благослови нас Боже, Боже наш. / Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все концы земли. |
Слава, и ныне:
Явился еси в мире, Иже мир сотворивый, / да просветиши во тьме седящия, / Человеколюбче, слава Тебе. |
Явился Ты в мире, мир Сотворивший, чтобы просветить во тьме сидящих. / Человеколюбец, слава Тебе! |
Иисуса Навина чтение(глава 3):
Рече Господь ко Иисусу: в день сей начинаю вознести тя пред всеми сынами Израилевыми, да разумеют, зане якоже бех с Моисеом, тако буду и с тобою. И ныне заповеждь священником, взимающим ковчег завета, глаголя: да яко внидите в часть воды Иорданския и станете при Иордане. Якоже идяху священницы, вземшии ковчег завета Господня, во Иордан, и ноги священников, носящих ковчег, омочишася в части воды Иорданския. Иордан же исполняшеся во всем ложи своем, якоже во дни жатвы пшеницы. И сташа воды низходящия свыше в сонм един, отстоящия далече зело от Адами града, даже до страны Кариафиарим. Низходящая же сниде на море Аравитское, даже до моря солищнаго, дондеже вконец оскуде, и людие стояху прямо Иерихона. И сташа священницы, вземшии ковчег завета Господня, на сусе, посреде Иордана, готовы. И вси сынове Израилевы преидоша по суху, дондеже скончаша вси людие, преходяще Иордан. |
Сказал Господь Иисусу: "В сей день Я начинаю возвышать тебя пред очами всех сынов Израилевых, да познают они, что как Я был с Моисеем, так буду и с тобою. И ныне повели священникам, носящим ковчег завета, и скажи: "Как только войдете с края в воду Иордана, во Иордане и встанете". Когда же отправились священники, носящие ковчег завета Господня к Иордану, и ноги священников, несших ковчег, погрузились с края в воду Иордана, – Иордан же был полон целиком во всем русле своем, как во дни жатвы пшеницы, – то встали воды, текущие сверху, в одно скопление, отстоящее весьма далеко, от города Адами, до предела Кариаф-Иарима; а текущая вниз ушла в море Аравы, до моря Соленого, и до конца иссякла. И народ стоял против Иерихона; и стояли священники, несшие ковчег завета Господня, на суше посреди Иордана в готовности. И все сыны Израилевы переходили по суше, доколе не окончил весь народ переправляться через Иордан. |
Царств четвертых чтение (глава 2):
Рече Илия к Елиссею: седи убо зде, яко Господь посла мя до Иордана. И рече Елиссей: жив Господь, и жива душа твоя, аще оставлю тя. И поидоста оба, и пятдесят мужей от сынов пророческих приидоша и сташа прямо издалеча, оба же стаста при Иордане. И прият Илия милоть свою, и свит ю, и порази ею воды, и разделися вода сюду и сюду, и преидоста оба по суху. И бысть, яко преидоста, и рече Илия Елиссею: проси, что сотворю тебе, прежде даже не взят буду от тебе. И рече Елиссей: да будет убо Дух, иже в тебе, сугуб во мне. И рече Илия: ожесточил еси просити, обаче аще увидиши мя, вземлема от тебе, будет ти тако; аще ли же не увидиши, не будет. И бысть идущим им и глаголющим, и се колесница огненна, и кони огненни, и раздели между обема. И взятся Илия трусом, яко на небо. И Елиссей зряше, и той вопияше: отче, отче, колесница Израилева, и кони его, и не виде его ктому. И ятся Елиссей за ризы своя, и раздра я на двое, и взят милоть Илиину, падшую верху его. И обратися Елиссей, и ста на брезе Иордана. И прият Елиссей милоть Илиину, падшую верху его, и удари воды, и не разделишася. И рече Елиссей: где убо есть Бог Илиин Апфо? И удари Елиссей воды второе, и разделишася воды, и прейде по суху. |
Сказал Илия Елисею: "Останься же здесь, ибо Господь послал меня до Иордана". И сказал Елисей: "Жив Господь и жива душа твоя! Оставлю ли тебя?!" И пошли оба. И пятьдесят мужей из сынов пророческих пошли и стали напротив, вдали; а они оба стали у Иордана. И взял Илия милоть свою, и свернул ее, и ударил ею воды, и разделилась вода туда и сюда, и перешли оба посуху. И было, когда они перешли, (то) сказал Илия Елисею: "Проси, что сделать тебе, прежде, чем я буду взят от тебя". И сказал Елисей: "Пусть же Дух, Который на тебе, будет на мне вдвойне". И сказал Илия: "Трудного ты попросил. Впрочем, если увидишь, как меня будут брать от тебя, будет тебе так; а если не увидишь, не будет". И было, когда они шли и разговаривали: и вот – колесница огненная и кони огненные; и разделила их друг с другом, и вознесен был Илия при сотрясении всего вокруг как бы на небо. И Елисей смотрел и сам взывал: "Отец, отец, колесница Израиля и возничий его!" И не видел его более. И схватил Елисей плащ свой и разорвал его надвое. И поднял [Елисей] милоть Илии, упавшую сверху на него; и возвратился Елисей, и стал на берегах Иордана; и взял Елисей милоть Илии, упавшую сверху на него, и ударил воды, и они не разделились. И сказал Елисей: "Где (же) Бог Илии, – Он Самый?" И ударил Елисей воды во второй раз, и разделились воды, и перешел он посуху. |
Царств четвертых чтение (глава 5):
Прииде Нееман, князь царя Ассирийскаго, с колесницами и коньми своими и ста при дверех храма Елиссеева. И посла Елиссей к нему вестника, глаголя: шед, измыйся во Иордане седмижды, и обратится плоть твоя к тебе, и очистишися.
И разгневася Нееман, и отыде, и рече: се рех, да изыдет ко мне, и призовет о имени Господа Бога своего, и положит руку свою на проказу, и отымет ю от плоти моея. Не добрейши ли суть Арвана и Фарфа, реце Дамаскове, паче Иордана и всех вод Израилевых? Не шед ли, измыюся в них и очищуся? И возвратися, и отыде с гневом. И приступиша отроцы его и реша к нему: господи, аще бы велие слово глаголал к тебе пророк, не бы ли сотворил, якоже рече к тебе: измыйся и очистишися? И сниде Нееман, и погрузися во Иордане седмижды, по глаголу человека Божия, и обратися плоть его к нему, яко отрочате мала, и очистися. |
Прибыл Нееман, князь царя Ассирийского, с колесницами своими и конями своими, и остановился у двери дома Елисеева. И послал Елисей вестника к нему, говоря: "Пойди, омойся в Иордане семь раз, и изменится тело твоё у тебя, и ты очистишься". И разгневался Нееман, и удалился, и сказал: "Вот, я-то думал, что он выйдет ко мне, и призовет имя Господа, Бога своего, и возложит руку свою на прокаженное место, и сведет это с плоти моей. Не лучше ли Авана и Фарфар, реки Дамасские, чем Иордан и чем все воды Израильские? Не пойти ли мне омыться в них и очиститься?" И повернулся, и удалился в гневе. И подошли отроки его и сказали ему: "Отец наш, если бы какое важное слово сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? А тем более, что он сказал тебе только: "Омойся, и очиcтись". И сошел Нееман, и погрузился в Иордан семь раз, по слову человека Божия; и изменилась плоть его на нем, став как у малого ребенка, и он очистился. |
Тропарь, глас 6:
Грешником и мытарем / за множество милости Твоея / явился еси, Спасе наш. Где бо имел бы свет Твой возсияти, / токмо на седящия во тьме? / Слава Тебе. |
Грешникам и мытарям / явился Ты, Спаситель наш, / по множеству милости Твоей, – / ибо где мог бы свет Твой воссиять, / кроме как над сидящими во тьме? / Слава Тебе! |
Стих 1:
Господь воцарися, в лепоту облечеся, / облечеся Господь в силу и препоясася, / ибо утверди вселенную, яже не подвижится. / Готов престол Твой оттоле, / от века Ты еси. |
Господь воцарился, благолепием облёкся, / облёкся Господь силою, и опоясался, / ибо Он утвердил вселенную, и она не поколеблется. / С тех пор готов престол Твой, Ты – от века. |
Где бо имел бы свет Твой возсияти, / токмо на седящия во тьме? / Слава Тебе.
Стих 2:
Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя. / Возмут реки сотрения своя от гласов вод многих. |
Возвысили реки, Господи, возвысили реки голоса свои, / поднимут реки течения свои от шума вод многих. |
Ссылки | Вопрос священнику | Иконография праздника | Обычаи | Богослужение | Богословие | Монастыри и храмы | Иконы и фрески | История | Искусство | Детская страница | Фотогалереи | Медиа | Поздравительные открытки
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования