Главная
Детская страница
О празднике
Иоанн Креститель - Предтеча Господень

Изложение для детей

Ольга Лихачева

(Храм прп. Сергия Радонежского Семхоз Конкурсный)

Среди языческого многобожия, затопившего мир в древние времена, маленький иудейский народ верил в единого Бога и пронес свою веру сквозь века и тысячелетия. Страдая под гнетом завоевателей римлян, в нужде и бедности, Израиль оставался верен своему Богу и ожидал, что Он пошлет им Царя, Мессию, Христа Спасителя. Они надеялись, что этот Царь освободит Свой народ от чужеземцев и сделает их жизнь счастливой. Так предсказывали пророки.

В Израиле только и разговоров, что об отшельнике из Бетавары по имени Иоанн. Его проповедь зажигает сердца. Он говорит, о грядущем Христе, избавителе и спасителе народа.

Вид его необычен: нестриженые густые волосы, изможденное тело (говорят, он ест только коренья и дикий мед), грубая одежда из верблюжьей шерсти.

Иоанн обличает людские пороки и требует покаяния и омовения в водах Иордана.

Грядет Господь, встречайте его с чистыми душами — вот смысл его призыва и действия. Он взбудоражил все сословия.

— Кто это такой? Откуда взялся? Не Христос ли он? — гадали и судачили люди.

Это случилось примерно за тридцать лет до появления Иоанна. Старый священник по имени Захария служил в Иерусалимском Храме. Он вошел в алтарь и увидел Ангела. Захария испугался. Ангел же сказал священнику: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя. Елизавета, жена твоя, родит сына. Назовешь его Иоанном, и будет он велик перед Господом, и исполнится Духа Святого в материнской утробе».

Захария и его жена Елизавета были хорошими людьми, таких называют праведниками. Да вот детей Бог им не дал. Теперь же они и вовсе состарились и перестали думать о детях. Захария не поверил Ангелу и сказал:

— Как это может быть, ведь мы с женой уже в преклонных годах?

— Я, Гавриил, посланный к тебе Богом, говорю, что ты, Захария, не поверивший мне, будешь молчать, не сможешь произнести ни одного слова до тех пор, пока не исполнится то, что я предсказал.

И Захария сразу онемел, а жена его, Елизавета, вскоре забеременела, радовалась этому чуду и благодарила Бога.

Прошло шесть месяцев. Все это время Елизавета скрывала от родных и друзей, что она ждет ребенка, а Захария и вовсе ничего не мог сказать по причине немоты.

А в это время Архангел Гавриил явился Деве Марии и возвестил, что Она избрана стать Матерью Божьего Сына, Иисуса. И еще сказал Архангел, что Ее родственница, бесплодная Елизавета, в старости зачала сына и носит его уже шестой месяц. Тотчас собралась Мария и пошла к Елизавете поделиться Своей радостью и порадоваться вместе с ней.

Как только увидела Елизавета Марию, сошел на нее Святой Дух.

Что значит это таинственное явление — сошествие Святого Духа на человека? Наполняя кого-то Святым Духом, Бог делает его иным. Человек действует уже не сам, через него действует Бог. Он обретает дары Святого Духа, то есть разные сверхъестественные способности, какими не обладал ранее. Это может быть дар исцелять неизлечимые болезни, даже воскрешать из мертвых, прозревать будущее. Это может быть проповедь такой силы, что людей притягивает к проповеднику, словно магнитом. Так произошло с Иоанном Крестителем.

Елизавета же, исполнившись Святого Духа, узнала, почувствовала, увидела, что в ее юной Родственнице живет и зреет необыкновенный Ребенок — Сын Бога, Тот, Кого ждет Израиль.

Мария не успела вымолвить и слова, а она уже радостно приветствовала Ее как Божию Матерь. И взыграл Иоанн в материнской утробе, радуясь Марии и Иисусу. Такова, можно сказать, была первая встреча Иисуса Христа и Иоанна, Его пророка и Предтечи.

Что за слово такое — предтеча? Оно означает человека, приходящего заранее, чтобы возвестить о чьем-то явлении. Таков был замысел Божий об Иоанне, и он исполнил волю Господа с великой мощью и силой.

Через три месяца Елизавета родила мальчика. Собрались родные и друзья поздравить пожилых родителей с нечаянной радостью и спросили мать, как она назовет сына. Елизавета сказала, что мальчика нарекут Иоанном. Гости удивились, ведь в роду Захарии и Елизаветы не называли детей этим именем. Тогда спросили у отца, как он хочет назвать ребенка. Захария взял дощечку и написал: «Иоанн». В тот же миг прошла его немота, и старый священник заговорил. Исполнившись Святого Духа, он пророчествовал о том, что младенец Иоанн вырастет и станет пророком Всевышнего и приготовит свой народ к встрече с Господом.

Пришло время, и у Марии родился Господь Иисус. Об этом узнали мудрецы с востока и отправились искать Божественного младенца. Они пришли в Иерусалим к царю Ироду и стали расспрашивать, где родился великий Царь, имея в виду Божьего Сына. Безумный и жестокий Ирод послал своих солдат в Вифлеем, где, по предсказанию пророков, должен был родиться Христос. Он приказал убить всех детей младше двух лет. Заодно он вспомнил о чудесном рождении Иоанна, ведь об этом говорили все, и отправил убийц туда, где жили Захария и Елизавета с маленьким сыном.

Кто-то успел предупредить Елизавету, и она в страхе схватила дитя и убежала в горы. Они спрятались в пещере, и солдаты их не нашли.

Елизавета с сыном остались жить в пещере, но вскоре мать Иоанна умерла. (Эту пещеру и могилу Елизаветы недалеко от Иерусалима посещают паломники и в наше время.) Маленький Иоанн остался сиротой. Как он жил, и кто его воспитывал, мы не знаем, но, став взрослым, он пребывал в пустыне и вышел к людям, когда Бог призвал его.

И вот Иоанн появился на берегах Иордана. Скоро о нем узнала вся страна. Народ потянулся к Иордану посмотреть и послушать нового необыкновенного проповедника. По дороге рассказывали друг другу, что слышали о нем: «Он не ест даже хлеба и не пьет ничего, кроме простой воды. Никто не знает, где он спит, наверное, прямо на земле. Ведь у него нет даже шалаша и никаких вещей. Этот человек — ангел во плоти, ему ничего не нужно для себя, он живет для Бога. Это Божий посланник, и он расскажет, что хочет от нас Господь».

Иоанн говорил, и народ жадно слушал, ловя каждое его слово.

— Приготовьтесь встретить Того, Кто идет за мной. Покайтесь в своих грехах и смойте их в водах реки. Это омовение для того, чтобы вы с чистыми душами предстали пред Господом, когда Он придет к нам. И не грешите больше.

Это покаяние и омовение, которые предложил народу Иоанн, назвали крещением Иоанна, а самого Иоанна — Крестителем.

Он говорил с такой силой и властью, что люди безоговорочно верили ему. Кто-то робко спросил:

— Учитель, скажи, что нам делать?

Иоанн огляделся. Вот стоит человек явно не бедный, он хорошо одет и смотрит спокойно и горделиво.

— Ты должен поделиться одеждой и едой с теми, у кого ее нет, — строго сказал Предтеча, глядя ему в глаза.

— Так и будет, учитель, обещаю тебе.

— А ты, — сказал он мытарю, сборщику налогов, — не обирай народ, не бери больше положенного по закону.

— А как нам поступать? — спросили воины.

— Никого не обижайте, не требуйте денег, довольствуйтесь своим жалованьем.

После крещения в Иордане люди расходились по домам с чистой совестью и твердым желанием жить праведно.

Однажды он увидел учителей закона, людей уважаемых и благочестивых. Они стояли и внимательно слушали его проповедь. Креститель грозно сказал им:

— Рожденные от ехидны, кто надоумил вас бежать от будущего гнева? Покайтесь! Секира лежит рядом с деревом. Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь!

Почему Иоанн назвал их детьми ехидны, ядовитой змеи? Он увидел, что сердца их не чисты, и им надо каяться, как и всем остальным людям. Иначе даже добросовестное исполнение обрядов бессмысленно. Грядущему Господу нужна чистая и бескорыстная вера. Таков был Иоанн — он говорил правду, не взирая на лица.

Приходили к нему и священники из Иерусалимского Храма, чтобы спросить, кем он себя считает. Иоанн ответил, что он не Христос и не пророк, а провозвестник Христа. Он послан приготовить народ к встрече с Ним. Ибо Господь уже близко, Он идет к Своему народу.

К сожалению, учителя и власти Израиля не признали Иоанна, не поверили, что он посланник Божий, как потом не поверили в Того, Кого он ожидал.

Наконец наступил для Крестителя долгожданный миг — он увидел Иисуса.

— Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира. Я пришел крестить в воде для того, чтобы Он был явлен миру!

В словах Агнец Божий много различных смыслов. Самое главное для нас в том, что великий пророк предсказал добровольную жертву Господа Иисуса Христа. Он откажется от всемогущества и примет смерть за все грехи человечества: прошлые, настоящие и будущие. После этого ни один человек, совершивший самое страшное преступление, не будет наказан в вечности, если раскается и попросит Господа простить его. А пока в Иерусалимском Храме каждый вечер приносили в жертву агнца, ягненка, за грехи народа.

Когда Иисус попросил окрестить Его, Иоанн Ему возразил.

— Мне надо креститься от Тебя, — сказал он Господу. В ответ Христос произнес таинственные слова:

— Так нам надлежит исполнить всякую правду.

Как понять, что Сам Господь счел необходимым крещение в Иордане? Должно быть, Отец Небесный выбрал именно это действие, чтобы исполнить Иисуса Святым Духом и явить Своему народу.

Иоанн крестил Его, и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, и раздался голос с небес: «Ты, Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!»

Народ, стоявший на берегу, услышал гром в ясном небе, а Иоанн Предтеча радостно воскликнул:

— Я видел и свидетельствую, что Сей есть Сын Божий!

После того как Христос вышел на проповедь, Иоанн продолжал свои деяния: обличение грехов людских, призыв к покаянию и крещение. Господь пошел в Иудею и тоже крестил народ со своими учениками. Об этом узнали ученики Иоанна. Они в недоумении пришли к учителю и вопрошали, почему Иисус это делает и почему много народа идет к Нему? В ответ они услышали удивительные, пророческие и проникновенные слова, в которых звучала ничем не омраченная любовь Крестителя к Господу Иисусу.

— Я не Христос, но послан пред Ним. Сия радость моя исполнилась. Ему расти, а мне умаляться. Я земной и говорю, как земной, а приходящий с небес выше всех. Ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии. Отец любит Сына и все дал в руки Его...

Однажды к Иоанну приехал царь Антипа, сын Ирода. И до него дошли слухи о великом пророке. Иоанн Предтеча был бесстрашным человеком и сказал царю, что он большой грешник.

Незадолго до этого Ирод Антипа вступил в недозволенный брак с Иродиадой. Эта женщина была женой его брата и к тому же его племянницей. Ради нее он прогнал свою законную жену, арабскую принцессу. Иоанн требовал, чтобы царь покаялся и расторг этот гнусный брак. Однако Антипа был не из тех, кто способен каяться. Он жил по принципу: закон - мое желание. Его воины схватили Иоанна и препроводили в резиденцию царя, крепость Махерон. Так Иоанн Креститель стал узником Ирода Антипы. Царь надеялся, что Иоанн ослабеет и смирится с Иродиадой, но надежда его была напрасной. Кто мог заставить великого Иоанна погрешить против истины? Да никто!

Иродиада требовала немедленной казни Предтечи, но Антипа понимал, что Иоанн святой человек. Какие-то остатки совести не позволяли ему совершить этот ужасный грех. Иродиада затаилась и ждала своего часа, и этот час настал.

Однажды царь устроил пир для своих вельмож и князей. У Иродиады была дочь, юная красавица Саломея. Эта девушка замечательно танцевала, и царь попросил ее исполнить танец для гостей. Саломея согласилась. В этот раз она танцевала так прекрасно, что привела в неописуемый восторг Ирода и всех, кто пировал вместе с ним.

— Проси у меня, что хочешь, ни в чем тебе не откажу! — воскликнул потрясенный царь.

Девушка не знала, что ей просить, ведь у нее было все, и спросила у матери. Наконец Иродиада смогла утолить свою ненависть и уничтожить врага.

— Проси голову Иоанна! — велела она дочери.

Царь смутился, но постыдился отказать ей перед лицом своих друзей. Он приказал отрубить голову Крестителя и принести на блюде Саломее, а та отдала ее торжествующей матери. Так погиб последний ветхозаветный пророк.

Услышав об этом, горевал весь народ. Никто не любил Ирода Антипу, но все любили Иоанна, ведь он стал совестью Израиля. Ученики взяли тело своего учителя и похоронили.

В дальнейшем судьба царя Ирода Антипы была несчастливой. Сначала его бывший тесть, царь Арета, разбил его войско и выгнал из Махерона. А через некоторое время римляне и вовсе лишили Ирода власти и отправили в изгнание в европейское захолустье, где он и Иродиада влачили жалкое существование до конца своих дней.

Господь любил и глубоко чтил Иоанна Предтечу. Он говорил, что из рожденных женами не было человека большего, чем Иоанн Креститель. Однажды в своей проповеди Иисус назвал его светильником, горящим и светящим. Жизнь Иоанна Предтечи — это подвиг беззаветного служения. Со всей силой своего неукротимого духа он возвещал Христа и подготавливал народ к встрече с Ним.

В России с древнейших времен Иоанн Предтеча окружен почитанием и преклонением. В его честь строили храмы и монастыри. Ему посвящено множество прекрасных икон.

Вот одна из них — «Иоанн Предтеча, Ангел пустыни». На ней Иоанн изображен с ангельскими крыльями. Ангел — вестник, и крылья пророка Иоанна символически говорят о том, что он принес весть о грядущем Христе своему народу. У ног Предтечи мы видим секиру на срубленном дереве. Так иконописец изобразил слова пророка: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».

В руке Иоанн Креститель держит чашу, в ней — его голова в золотом нимбе. Это напоминает нам о печальной кончине пророка от руки палача. Под чашей белеет свиток, на котором начертаны вечные слова Иоанна, как призыв к каждому из нас через века и тысячелетия:

«ПОКАЙТЕСЬ, ИБО ПРИБЛИЗИЛОСЬ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ».

СВЯТОЙ ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ И ПРЕДТЕЧА ХРИСТОВ, МОЛИ БОГА О НАС!

ДСОТ «Радость моя» 2006-2012