Икона возвещает о Царствии Божием.
На праздник икона лежит на центральном аналое в каждом православном храме. Но не во всех храмах эти иконы абсолютно одинаковы. Есть разные виды изображения, или, как говорят иконописцы, – изводы этого праздника.
Иногда на иконе можно увидеть изображение пророка Исаии в память того, что именно его слова повторял Иоанн Предтеча, готовя народ к пришествию Христа: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».
Бывает, что на иконе изображаются люди, которые готовятся к принятию крещения.
Чаще всего встречается извод, на котором, кроме главных фигур Господа и Крестителя господня Иоанна, изображены Ангелы. Давайте его и рассмотрим.
В центре иконы стоит в водах Иордана Иисус Христос. На иконе запечатлен момент принятия Им крещения.
Иоанн крестил людей во оставление грехов. Но ведь Христос не нуждался в таком крещении – он был совершенно безгрешен! Почему же тогда Он крестится? Об этом мы знаем из Евангелия. Господь Сам сказал Иоанну Предтече в ответ на его отказ совершать Крещение: «Так надлежит нам исполнить всякую правду». Значит, чтобы исполнить волю Бога Отца, то есть – правду, должен был креститься и Сын Человеческий – Господь наш Иисус Христос. Погрузившись в воды Иордана, Господь освятил воду и сделал ее способной омывать человеческие грехи.
Теперь посмотрите на Иоанна Крестителя. На нем одежда из верблюжьей шерсти, простая и грубая – верблюжья шерсть сильно кололась. Но Иоанн Предтеча и не искал никаких жизненных удобств. Он проводил суровую, подвижническую жизнь.
Иоанн указывает на Спасителя. Это означает, что именно Его пришествия ждал Предтеча Господень, именно о Нем проповедовал людям.
Возле фигуры Спасителя – Ангелы. В руках они держат покровы, или – платы. Ангелы присутствуют при удивительном, от века не виданном таинстве: Господь принимает крещение от Иоанна как простой Человек! И точно так же, как диаконы в храме помогают священнику в священнодействии, так и Ангелы готовы помочь Иоанну Крестителю.
Река Иордан, в которой крещается Господь, изображена между двух высоких горок. Изображение горок на иконах – это символ молитвенного восхождения человека к Богу. Но у этого изображения есть еще одно значение: так иконописец показывает нам, что действие совершается не в помещении, а на открытом воздухе.
Давайте рассмотрим верхнюю часть иконы. Небо изображается полукругом. Оттуда спускается Святой Дух в виде голубя.
А теперь прочтем надписание иконы: Бого-явле-ние Господне. Это второе название сегодняшнего праздника. Именно в этот день людям открылась великая тайна: Бог явился людям как Пресвятая Троица, ведь Бог Отец говорил «Сей есть Сын Мой возлюбленный», Бог Сын принимал Крещение, Бог Дух Святый сходил в виде голубя.
Но почему же тогда на иконе мы видим только Двух Лиц Пресвятой Троицы? Это потому, что Бога Отца никто из людей никогда не видел, а потому Его нельзя изобразить.
А в своих песнопениях – словесной иконе Праздника – в этот день Православная Церковь прославляет все Три Лица Пресвятой Троицы. «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя. И Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже и мир просвещей, Слава Тебе».
СЕМЕЙНЫЙ ДЕТСКИЙ ПРОЕКТ | |
ДСОТ «Радость моя» | 2006-2012 |